Необходимость психологической подготовки пациента в стоматологии.
Актуальность данной проблемы вряд ли может вызвать сомнение. В зависимости от ситуации, в той или иной степени, люди подвержены различным страхам. Страх перед стоматологическими манипуляциями является одной из основных причин запущенности зубов. Многие люди обращаются к врачу с опозданием, с сильными болями и, как правило, с уже необратимыми процессами в пульпе или периодонте.
Если опустить социально-бытовые мотивы уклонения от посещения врача стоматолога (конечно же,тоже очень существенные), остаются как раз те, что нас и интересуют: страх перед болью (самый сильный!!!), неудачи лечения, противоречивые заключения врачей.
Область психологической подготовки включает ВСЕ слова и действия врача, которые оказывают положительное психологическое воздействие на пациентов. В противном случае имеет развитие ятрогенный эффект, приводящий к недоверию врачу и как итог к некачественному лечению или вовсе, к его прекращению, что в перспективе дает осложнение и потерю зуба.
Уровень культуры врача-стоматолога осуществляющего прием пациентов определяется в первую очередь, тем насколько широко в нем представлена психологическая составляющая в подготовке пациента к предстоящей манипуляции.
Настроенность пациента на стоматологические процедуры, желание сотрудничать с врачом в период лечения, доверие, положительные эмоции — залог успеха от начала и до окончания процедур.
К сожалению, бывает лечение проводится наспех, доверительный контакт минимален, психотерапевтическая работа или отсутствует, или сведена к минимуму. Это происходит из-за отсутствия у врачей-стоматологов необходимой психологической подготовки, нежелания развивать у себя психотерапевтическую активность, а так же сказывается ограниченность времени амбулаторного приема.
Все болезненные или малоприятные манипуляции (препарирование зубов, инъекции, удаление, снятие оттисков и др.), являются предпосылками к необходимости проведения психологической подготовки.
Целями психологической подготовки работы врача-стоматолога являются:
- снятие или существенное уменьшение тревожности, напряженности пациента;
- коррекция неправильного отношения к лечению;
- предотвращение невротических реакций, ятрогенных состояний.
Самой показательной является первая встреча врача-стоматолога с пациентом, в которой первый обязан отметить самые значимые раздражители, вызывающие эмоциональное напряжение пациента, его отношение к заболеванию. При непосредственном контакте с пациентом, у последнего, можно пронаблюдать и проанализировать кинесические, то есть невербальные проявления эмоций и положений тела ( закусывание губ, опускание углов рта, подергивание век, напряжение жевательных мышц; окраска кожных покровов от бледной, до разлитой гиперемии; гипер- или гипосаливация, гипергидроз; тремор, скованность; суетливость или подавленность).
Для построения своей психотерапевтической тактики врачу-стоматологу необходимо полагаться на внешние проявления эмоционального состояния пациента. Нужно простыми и понятными словами значительно снизить, а лучше полностью убрать сомнения пациента, внимательно отнестись ко всем его высказываниям.
Только, внимательное, бережное и чуткое отношение к пациенту, к его переживаниям, умение эмоционально настроить его на рабочий лад обеспечит не только качественное лечение в данной ситуации, но и сформирует нужную и правильную мотивацию к сохранению своих зубов здоровыми.
Таким образом, наряду с современными методами обезболивания и новыми технологиями в лечении зубов (использование лазера) , делающими данный процесс абсолютно безболезненным, должны укрепиться и психологические методы располагающие пациента к необходимым манипуляциям, и предотвращающие развитие нежелательных реакций и состояний.
Никитин Сергей Александрович